Музей фарфора

Народный музей советского фарфора действует на базе кафе Ex:Libris в Москве. В коллекции — объекты, подаренные музею и купленные на барахолках. Покупки осуществляются за счет средств основателей, на пожертвования неравнодушных или на деньги, вырученные от продажи непрофильных предметов.

Центральный объект музея — сервиз, состоящий, как правило, из 6 пар (чашка и блюдце), чайника или кофейника, молочника, сахарницы. У некоторых сервизов есть дополнительные предметы вроде пирожковых тарелок или подливного чайника. Многие наши сервизы являются полными или почти комплектными, но есть в коллекции и неполные экспонаты. 

Экспозиция строится вокруг исторической эпохи оттепели 60-х годов прошлого века и советского модернизма как художественного стиля. Оттепель сама по себе была временем надежд и устремлений в будущее, обусловленных как внутренними политическими причинами — крах тоталитарного общества и недавняя война, так и общемировым техническим прогрессом — новые технологии проникают в быт, человечество устремляется в космос. Официально провозглашенный “отказ от излишеств” заставляет искусство и прикладные ремесла искать новые формы и краски. Фарфоровое производство, традиционно довольно консервативное, не остается в стороне от происходящего. Художники и скульпторы получают бóльшую свободу, с одной стороны, заимствуют художественные приемы зарубежных фарфористов, с другой — творчески развивают самобытные народные традиции. В итоге в 60-е годы появляется по меньшей мере несколько десятков прекрасных образцов дизайна посуды, настолько удачных, что некоторые из них тиражируются до конца ХХ века.

Нам интересны и другие эпохи и стили фарфора, но дореволюционные образцы и послереволюционный агитфарфор уже стали уделом музеев и антикваров, тяжелый сталинский стиль не находит отклика в душах создателей музея, которым присуще более легкое отношение к жизни, а более позднее производство 70-х, к сожалению, во многом представлено изделиями низкого художественного уровня, так как тогда уже бесповоротно оформляется деление на дорогой авторский малотиражный фарфор и дешёвый ширпотреб. В какой-то момент истории сервиз окончательно превращается в предмет статусного потребления, прикладное и культурное значение вымещается символическим, возникает карго-культ “фарфорового сервиза, стоящего в серванте”.

В 1990-е и 2000-е фарфоровые производства в России и бывшем СССР практически поголовно деградируют и закрываются; их продукция в торговых сетях страны замещается дешевой посудой из Китая — родины фарфора. Функционально советские сервизы, боящиеся микроволновых печей и посудомоечных машин, устаревают, массово оказываются в лучшем случае на дачных чердаках, чаще — на помойках. 

В русской культуре фарфоровой сервиз — это не просто набор посуды. Русское традиционное чаепитие — признак принадлежности к определенному слою общества с соответствующим уровнем культуры, это социальный акт, предполагающий ряд ритуалов и имеющий достаточно четкий контекст. Чаепитие — это антипод употреблению алкоголя, оно предполагает не коллективный угар или просто дегустацию напитка, но и разговоры, общение, интеллектуальный обмен мнениями. Это повод для встречи и способ социализации, это неотъемлемая часть повседневной жизни.

Мы стремимся не только сохранить трогательные советские фарфоровые сервизы как уникальные объекты материальной культуры, но и популяризировать русское чаепитие как уникальный культурный феномен, и для этого собираемся регулярно проводить чаепития-встречи в нашем кафе, предлагать организацию таких коллективных чаепитий (кофепитий) в качестве отдельной услуги.